2 сентября 2016 г.

Школа

Надеюсь, все благополучно пережили 1 сентября. А для кого этот день означает не начало учебного года, а лишь смену сезона, солнечное затмение. Что-то в моей голове крутилось немало мыслей по поводу школы, и я подумала поделиться ими с вами.
Единственная любовь, что у меня осталась со школьных времен - это любовь к канцтоварам. Летом я немного помешалась на наклейках. Купила себе несколько наборов в надежде сделать ежедневник такой, что не стыдно будет на просторы интернета выставить, но как-то потом этот пыл сошел на нет и я до сих пор его не веду.

Поскольку я иногда читаю профили женщин, которые помимо активной жизненной позиции в жизни имеют еще и детей, так или иначе узнаю взгляд на современные школы и современных школьников в частности. Ведь ясен красен, что между выпускниками и первоклассниками этого года будет очень большая разница, так как минимум первоклашка уже понимает в современных технологиях чуть больше, чем вчерашний школьник. Так вот, я все чаще слышу примерно такие мнения про нынешние школы:
  • родителям ставят жесткие условия насчет формы для школьников. Форму чуть ли не у определенного поставщика надо покупать. И то не факт, что она тебя по качеству и цене устроит. Или можешь купить одежду любой фирмы, но она должна быть определенного орнамента. Где-то девочкам запрещают аж брюки носить в школу.
  • Нынче многие качают себе книги и учебники по тому же английскому языку из интернета на свои устройства. Только вот, похоже, учебников это не скоро коснется, так как что в мое время, что сейчас, судя по тому, что я слышу, школьникам приходится таскать такие тяжелые рюкзаки с учебниками, что спине сложно не устать. А ведь если учесть, что учебные товары в принципе год от года не дешевеют, школа вообще каким-то дорогим удовольствием получается, хотя это и не оно вовсе.
  • Лично я прибегала к помощи репетиторов только в выпускном классе. Сейчас же я все чаще слышу, что иногда учителя чуть ли не открытым текстом говорят:"Хотите, чтобы ребенок закончил школу - нанимайте репетиторов". Но и они наносят неплохой такой удар по бюджету, что если вдруг твое чадо дуб дубом, получается это всю зарплату на них спустить можно. Откуда возникает закономерный вопрос:"Зачем тогда ходить в школу, если она знаний никаких не дает и типа сейчас вообще стараются по минимуму требовать и нагружать детей?".
  • Читала и такие истории, что школы многие не хотят принимать детей с домашнего обучения или настроены негативно против тех, кто в процессе ухода на него. 
  • Если в наше время учитель - это авторитетный человек и упаси боже вывести его на негативные эмоции вплоть до крика и не только, то сейчас типа дети вообще взрослых ни во что не ставят,  а с учетом того, что почти у каждого школьника есть мобильный телефон, велика вероятность, что учителя те еще как могут подставить, записав на диктофон, как на него, маленького и такого невинного повышают голос, пусть и заслуженно.
  • Как-то мне попалось на глаза фото списка первоклассников, где из 20 с лишним учеников значилась лишь одна русская девочка. Вот он разношерстный коллектив во всей красе.
Я только недавно осознала, что наша система образования оставляет желать лучшего. Как минимум потому что ты не имеешь права не отдавать своего ребенка в школу, ведь это уже статья вообще-то. Но у всех ли есть возможность перевести своего на домашнее обучение? Про гимназии, лицеи и частные я не говорю, потому что там наверняка тоже еще та лотерея и очевидно, что далеко не каждая семья такое себе позволить может.
Лично я не могу назвать школьные годы таким уж чудесным и прекрасным временем. Более того, я по ней не скучаю. А скучают по школе либо те, кто в шоке от нагрузки в ВУЗах, либо кому повезло с ребятами, учителями и вообще вся школьная жизнь прошла на позитиве.

Никто же не будет спорить, что в нашем обществе очень силен человеческий фактор. Например, я не раз меняла школу и часто замечала, что хоть везде вроде как одни и те же предметы, учителя в одном месте могут преподавать так, что его предмет будет тебе в радость и легко даваться, а в другом месте картина будет совсем иная вплоть до ощущения каждое утро "не хочу идти в школу".  Вот и выясняется потом в выпуском классе, что по каким-то предметам у тебя ого-го какие пробелы из-за того, что далеко не все педагоги ответственно к своей работе подходят. Прибавьте сюда еще тех учителей, которые не только не учат должным образом, но и вымещают на учениках свое личное, чуть что сравнивают его с землей и так далее. Вот думается, поэтому-то от многих и можно услышать, что до школы была вся на позитиве, а как туда пошла, та или иная Марь Иванна потрепала тебе здорово нервы и самооценку не забыла сжечь дотла. 

Второй момент - это класс. Я не могу даже это назвать коллективом, потому что далеко не каждый класс дружный. Единственное, что объединяет одноклассников - это то, что их отдали сюда учиться, потому что это их школа по прописке. Если в средней школе вы не испытывали на себе издевательства легкой и средней степени тяжести, поздравляю. Потому что со мной такое бывало. И не понятно, то ли ты слишком приличная и правильная была (не пьешь, не куришь, не материшься, не ведешь половую жизнь и ночную), то ли просто какая-то прямо Малена в школьные годы. И да, подтверждаю, дети - очень жестокие существа и хорошо, если став взрослыми, они поймут, какую жесть на самом деле творили. Так что выражение "дети - это ми-ми" корректнее использовать лишь пока они еще не говорят или их словарный запас вписывается в нормы литературного русского языка.

Школьные поборы. Да, именно они, а не сборы, как это принято говорить. На новый год, на день учителя, в фонд школы, на выпускной, на 23 февраля, на 8 марта, что там еще... Нет, в мое время всё это тоже было. И наверное самым дорогим событием был выпускной. И то моя одноклассница, чья сестра училась в той же школе, мне как-то сказала, что у её сестры была абсолютно та же программа, что ждет нас, только сумма была несколько меньше. Я в одном из подслушано читала историю, как одна мама не смогла заплатить 5000 рублей что ли в качестве выпускного в детском саду за свое чадо, так другие мамы на неё косо и с презрением посмотрели. В мое время разве что на сладкие подарки на новый год в детсаду скидывались, но вот выпускного никакого там я не помню, хотя может он и был. Да и еще такая сумма... Если это за детсад, то что в школе будет?
Но минусы я вижу не только в наших школах, но и в университетах. Хотя для поступления все школьники сдают выпускные экзамены в школе и ведь все помнят скандал с ЕГЭ, когда ответы на тесты можно было узнать через контакт от тех, кто уже сдал его во Владивостоке или из других источников. Не знаю, возможна ли сейчас утечка информации, но меня тогда все это возмутило как минимум потому что этот ЕГЭ вроде как и придумали для того, чтобы любые школьники могли претендовать на бюджетные места в лучших вузах страны, как бы попытка уравнения всех. И тем не менее, правдивые или нет, ходят слухи о том, что все места бюджетные в тех самых лучших вузах покупаются, как и места на Олимпиаде. Ну и где тут правда, не говоря уж о справедливости?

Говорят, что раньше и того было сложно поступить в вузы, поскольку когда-то платных мест там просто не было. И если ты не сдал вступительные, то тебе остается лишь искать работу. Сейчас вроде как с этим проще, но качество... Вот честно, чем больше я читаю и узнаю о том, как люди получают вышку за рубежом, тем чаще на меня накатывает грусть, что я не носитель того же английского языка. Да, я понимаю, что есть иностранцы, пламенно любящие наш и мечтающие хорошо на нем говорить. Просто если бы это еще приносило такие же плоды как англичанину, а так... С детства многим поется песня про МГУ, МГИМО, СПБГУ и прочее, что вот поступишь туда, закончишь и будет жизнь как в шоколаде, работу найдешь без проблем. А по факту я немало слышала историй, когда это всего лишь корочка была и никаких перспектив в жизни она особо-то и не открывала человеку. И это в то время как выпускник Гарварда или Йеля вряд ли будет испытывать проблемы с трудоустройством, не говоря уже о том, что в России почти наверняка не оставят незамеченным. Плюс в наших вузах очень много воды и всего ненужного. Такое впечатление, что и вузы, и школы всё еще работают по какой-то советской что ли системе образования. И если я, в принципе, не против самых разных предметов в школе, расширяющих кругозор, то в институтах специальность называется так-то, а предметов по ней и учебных часов с гулькин нос. Плюс все тот же человеческий фактор, когда каждый препод ведет себя на занятиях, экзаменах со студентами как хочет, что порой вытекает в еще те неприятные сюрпризы для учащихся.

Зато мне как-то случилось почитать в одной группе обсуждение как раз на тему, у кого как была учеба в институте и многие писали, что там почему-то строже всего было именно с физкультурой. Вплоть до того, что даже если ты п болезни пропустил, все равно должен это возместить рефератом по своей болезни или еще чем-то. Причем, справки в большинстве случаев справки из частных поликлиник не принимали всерьез. Короче треш какой-то у многих с этой дисциплиной был.

Вот честно, я когда-то обожала смотреть американские фильмы про школу. Мне нравилось, что там у каждого своя парта. А я любила сидеть одна за ней, просто потому что с соседями мне часто не везло, и это я не придираюсь. Там есть те самые шкафчики, которые освобождают твою спину от тяжелого рюкзака с учениками. Раздевалки при спортивных залах не хуже, чем в тех же фитнес клубах и есть работающий душ, в то время как везде, где я училась, душ  был лишь одним названием. Что уже говорить про американские общежития, из которых не хочется бежать, сверкая пятками в отличие от наших. 

Судя по объему у меня прилично так накипело на сей счет. А что вы скажете?